Обвинская роспись. Особенности техники.

Уважаемые посетители сайта Студия VITA! Эти книги по искусству Вы можете купить.

Обвинская роспись. Техника.Обвинская роспись — это особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические элементы. Сначала живописная и сдержанная по цвету, она превратилась в красочную мозаичную графику. Это произошло благодаря массовому изготовлению вещей на рынок, что требовало упрощения приемов росписи, а также благодаря изменению вкусов крестьянства, которому стали нравиться вещи гораздо более яркие, чем раньше. Кроме того, сказалась близость поволжских центров народной росписи, в которой были сильны графические элементы. В бондарных изделиях, которых осталось значительно меньше, можно увидеть только поздние, наиболее характерные для Обвы росписи. Жбаны, или лагуны, чаще всего украшавшиеся росписью,— это деревянные сосуды, сделанные из дощечек-клепок. Их отличительной особенностью были ручка и носик, их вырезали из специально подобранных кусков дерева, а также крышка, укреплявшаяся на ручке шарниром. На крышке делали остроумный замок, не позволявший ей открываться при переноске. Дощечки-клепки делали из сосны, обручи — из мелкого черемушника, ивняка или рябинника. В лагунах хранили древний напиток — брагу, возили квас на покосы. Красили преимущественно большие лагуны: на боковину «ставили» розу с двумя расходящимися веточками, «садили» цветы на крышке. Горизонтали красных обручей ограничивали живописное поле, поэтому иногда оно заполнялось крупной цветочной розеткой с раскинувшимися в обе стороны побегами, как бы охватывающими тулово. Такая композиция росписи
более соответствует особенностям формы и конструкции лагуна.
Обвинской росписи свойствен холодный колорит: синий, черно-зеленый, пронзительно голубой или зеленоватый, цвета молодой листвы фон обычно сочетается с теплыми тонами растительных мотивов. Но встречается теплая гамма росписи. Мазки кисти скупы и точны, отдельные элементы сделаны одним цветом, отчего они играют, как камушки смальты. Колористическое чутье мастера проявляется при первоначальном подборе красок, а в процессе работы он только чуть увеличивает или уменьшает отдельные цветовые пятна. Графичность мотивов и локальность окраски создают особую декоративность обвинской росписи. Крестьянские мастера добивались в своих вещах сильного цветового эффекта, рассчитанного на привлечение внимания в базарной сутолоке. Они применяли сближенные по светлоте краски, что усиливало впечатление насыщенности каждой в отдельности и всей росписи в целом. На оранжевом фоне они делали голубые листья, а разживку желтой. Если фон был зеленый, то в орнаменте преобладал красный. Остальные цвета были подголосками, усиливающими или смягчающими основной цветовой контраст.

Следует отметить еще одну особенность обвинской росписи— архаичность ее композиции. Расположение растительных мотивов в обвинской прялке сближает ее с простейшими композициями резных прялок русского Севера. Здесь — цветок в основании лопасти, там — резная полурозетка. В центре
написана роза с парой четырехлепестковых цветов и соответственно вырезан большой круг с двумя розетками, внутри которых кресты. Строгий резной орнамент легко прочитывается, столь же свободно узнается традиционная схема в расписном узоре.

Запись опубликована в рубрике Народные промыслы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий