Авторская песня как явление отечественной литературы

Уважаемые посетители сайта Студия VITA! Эти книги по искусству Вы можете купить.

Своим появлением в  отечественной поэзии авторская песня обязана определенными социально-политическими предпосылками,  атмосферой относительного цензурного  раскрепощения «оттепельной» эпохи и  обрела свои полноценные очертания в основном к концу 1950-х – первой половине 1960-х годов в творчестве таких авторов-исполнителей как М.Анчаров, Б.Окуджава, Ю.Визбор, Н.Матвеева и др. В последующие десятилетия – в песенно-поэтическом творчестве В.Высоцкого, А.Галича и др. Под непосредственным воздействием как собственно эстетических, так и социокультурных факторов, этот вид субкультуры  претерпел существенную содержательную, жанрово-стилевую эволюцию, которая в первую очередь была  продиктована стремлением к более обширному, подчас трагедийно-сатирическому изучению истории и современности. Направление  классической бардовской поэзии периода 1950-1970-х гг .. достигло наибольших художественных высот и играло значительную роль   в литературном процессе этих десятилетий.

Всеобщее  распространение авторской  поэзии благодаря большому количеству  концертных выступлений, фестивалей авторской песни, аудиозаписям, зачастую непрофессиональным,  происходило на фоне   негласного официального запрета властей на   публикацию художественных произведений поэтов-бардов, которые так или иначе  являлись  пропитанными антирежимным духом неподцензурного искусства. Данное  «полулегальное» положение бардовской поэзии впоследствии затрудняло  в ее научное исследование.  Вплоть  до  1980-х гг. в Советском Союзе широкого  научного изучения  авторской песни как литературного  явления не велось. Опережающим фактором    в этом смысле стали немногочисленные  публикации в русской эмигрантской печати 60-70-х гг. и популярной  в то время среди интеллегенции «самиздатской» газете «Менестрель» с конца 70-х.

С середины и конца 1980-х гг. значительно  активизируется   литературоведческое научное исследование  авторской песни как направления  русской поэтической традиции, постепенно намечаются  пути к обобщенному  прочтению произведений крупнейших  поэтов-бардов  В 1990-е и 2000-е годы осмысление  авторской песни как особого вида отечественной субкультуры  приобретает   более широкий размах и новые методологические  формы. Предпринимаются удачные  попытки научных, комментированных, основанных на достоверных  текстологических концепциях изданий творчества  В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича, М.Анчарова, Ю.Кима и др. Важную  роль в научном  освоении данного вопроса  сыграли специализированные периодические издания того времени  – журнал «Вагант-Москва» и альманах «Мир Высоцкого», а также тематические научно-практические сборники, посвященные поэзии  В.Высоцкого, Б.Окуджавы и А.Галича. Изучение авторского песенного искусства  постепенно проникает  и в сферу академической науки.

Уникальные  эстетические и литературные качества и формы общественного существования  поэзии авторской песни  в 80-е и особенно в 90-е гг. наводят на мысль  о естественном самозавершении этого культурного  феномена.  С другой стороны, представляются весомыми аргументы   свидетельствующие о  «новой» бардовской поэзии, способной,   в современных политических и  социокультурных условиях продолжать и совершенствовать  классические традиции авторской песни, которая все более отчетливо  смещается из  «социальной неоднородности российского общества» в разряд «элитарной» культуры, востребованной  в среде интеллигенции. Вольный бунтарский дух бардовской поэзии еще может быть необходим человечеству  для решения внутренних общественных задач . Хочется верить, что, взаимодействие авторской песни с новыми формами общественной жизни  и со смежными культурными  явлениями будет способствовать существенному эволюцтонированию гитарной поэзии, не лишив ее художественной уникальности.

Запись опубликована в рубрике авторская песня с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий