А. Н. Вертинский – родоначальник авторской песни

Уважаемые посетители сайта Студия VITA! Эти книги по искусству Вы можете купить.

Усиленное  внедрение Вертинским театрального начала в песенную поэзию способствовало  формированию  жанра песни-роли в творчестве многих бардов последующей эпохи  – от Ю.Визбора и М.Анчарова до А.Галича и В.Высоцкого.  Понимание того, что А.Н. Вертинский является предтечей авторской песни, стало давно общепринятым. Мысль эту   можно встретить и на страницах известного  литературоведческого справочника «Русские писатели 1800-1917″,  и в эссе известного критика Аннинского Л. «Барды»  включённом в сборник его работ о бардах, да и сами барды считали также. Галич называл Вертинского «родоначальником русского шансоньерства», а Окуджава – «основателем жанра современной авторской песни». Истоки  интереса В. Высоцкого к песням Вертинского вытекают из раннего детства поэта. Его отец вспоминал, что часто исполнял  песни Вертинского, и мальчик хорошо знал и песни и особенности исполнения отца. Исследователями  отмечено, что в разные годы в поэзии  Высоцкого появляются реминисценции из песен Вертинского, что творчество двух авторов объединяет  сюжетность и сочетание лирического и ролевого истоков. С. В. Вдовин выявил  сходство «Случая» Высоцкого и «Жёлтого ангела» Вертинского — стихов на близкую обоим поэтам классическую тему  «поэт и толпа».

Долгое время оставалась тайной шумная  известность  Вертинского в любой слушательской аудитории. Зачастую  причину его несомненного  успеха современники   видели в том, что его творчество якобы  «отразило кризис нравственной и духовной культуры общества» Но здесь скорее всего  его крайне индивидуалистичные неброские стихи (многие известные в то время литераторы даже к стихам не относили его тексты) оказались «впору каждому». Для большинства стихотворных произведений Вертинского  было характерно написание подборки стихов как «вариаций на тему», представление слушателям своеобразной галереи похожих образов, перенесение человеческих душевных переживаний  на неодушевленные объекты, применение  неординарных названий и неожиданных сравнительных оборотов как попытка уменьшить  чувство  материальности мира. При этом в своих стихах он пытался передать , что никем не принятый  и одинокий человек безоружен  перед лицом большого жестокого  мира. Этому миру безразлично, что неожиданная смерть близкого человека, что расставание  с горячо любимой женщиной, что безответная любовь и, в конце концов, обычная измена представляют собой , может быть, самую ужасную  трагедию в масштабах небольшой  вселенной одинокой  личности. Именно поэтому его незамысловатые песенки оказались «впору каждому»: каждый мог почувствовать  в них себя. Вместе с тем Вертинский  отошел  от традиций русского романса, которые уже стали постепенно обывательщиной, и предложил слушателям  другую песню – более   изящную, связанную с эстетикой современных направлений  в искусстве. Это прежде всего – авторскую, литературную  песню.

Запись опубликована в рубрике Музыкальное искусство, авторская песня с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий