История методов построения в изобразительном искусстве

Уважаемые посетители сайта Студия VITA! Эти книги по искусству Вы можете купить.

Вместо обычного представления о том, что художники древности, античности и Средних веков еще не обладали нужными знаниями, которые им дала лишь эпоха Возрождения (грубо говоря, изобразительное искусство развивалось постепенно от неумения к умению), мы видим, что художники всегда умели то, что от них требовалось, и происходило не просто совершенствование методов изображения, а изменение требований к художественному творчеству, а вместе с ними — адекватное изменение способов пространственных построений. Конечно, последующие поколения художников могли использовать и достижения предыдущих; в этом смысле они всегда были в более выгодном положении. На некотором этапе развития человеческого общества, еще в глубокой древности, возникла потребность в изображении животных и различных предметов, с которыми имел дело человек, на двухмерных поверхностях. Такими поверхностями могли быть стены пещеры, изделия из кости или дерева и т.п. Изображения имели в основном магическое, но также и информационное, и декоративное значение. При этом никаких законченных систем передачи пространственных объектов не существовало. С возникновением развитых общин, а затем и древних государств изображение связанных с жизнью общества объектов становится задачей, которую решали, как теперь бы сказали, профессионалы, то есть художники. Они уже обладали соответствующими методами передачи пространственности на плоскости изображения. Изучение изменения этих методов с течением времени и составляет историю развития способов пространственных построений.

Для наиболее древних обществ характерно своеобразие изобразительного искусства, наиболее ярко проявившееся в Древнем Египте. Древнеегипетское искусство, несмотря на развитость, в основе своей примитивно. Оно во многом близко детскому рисунку, рисункам примитивных народов и может быть названо наивным. Художник еще не был способен передать пространство на плоскости, наоборот, он стремился «распластать» объемные тела, отсюда странные развороты передаваемых объектов, в их изображении разные части нередко видны с разных точек зрения (например, неестественный разворот плеч при виде человеческой фигуры, показанной сбоку) и т. п. Возможность сделать следующий шаг в совершенствовании методов изображения пространственных фигур дала античность. Здесь уже освоили способ более адекватного отображения зрительного восприятия пространства, чем в Древнем Египте. Однако во времена античности еще не знали учения о перспективе, поэтому предметы передавались в аксонометрии, а ее, строго говоря, нельзя даже назвать перспективой. Это скорее условное изображение, в котором наивно передается фактическая параллельность ребер некоторого предмета параллельными же прямыми на рисунке. Позже, например в помпейских росписях, видно стремление к перспективному изображению, и сказывалось это в том, что иногда появлялась ось схода («рыбья кость») — своеобразная предшественница точки схода в ренессансной системе перспективы.

Запись опубликована в рубрике живопись, статьи с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий