Гошизм в кинематографической жизни

Уважаемые посетители сайта Студия VITA! Эти книги по искусству Вы можете купить.

Весной  1978 года в кинематографической жизни  Франции случился ряд удивительных событий, которые, несмотря на их  внешнюю  малозначительность  и  неизвестность,  можно по праву  считать  итоговыми.  На  парижские  киноэкраны  спустя  десяти­летие со времени  их  создания  появилась целая программа докумен­тальных  короткометражных  фильмов,  снятых  в  бурные дни  студенческих  волнений  во  Франции  непосредственными  участниками  этих  событий.  Много  фильмов,  показанных в исторической серии  «Май сам  о себе»  и  имеющих  отношение   к  интригующему  направлению  «cinéma  militant»  («борюще­муся  кино»),  среди  можно назвать популярные в тот период   ленты  «Решиться на борьбу, решиться на победу», «Право на слово»,  «Прекрасный  месяц  май»,  «Железнодорожник». Это были  в  то время  открытой   пропагандой  идей  гошизма  и «левого»  радикализма,  распространенных в в то неспокойное время   среди  прогрессивной молодежи  Западных стран.  Спустя  десяти­летие слабые в профессио­нальном отношении фильмы,  где  речь идет об уничтожении  буржуазного строя,  где  навязчивым   рефреном  звучат  громкие призывы  к  «то­тальной»  революции  в  области  искусства,  к  уничтожению всего  того,  что  было  создано на протяжении веков мировой  культурой.
Киноленты, которым отказали по политическим мотивам   в  доступе  к  широкому  зрителю,  демонстрирова­лись,  притягивая   к  себе   молодежь,  в тесных студенческих  и  рабочих  киноклубах,  небольших домах  культуры,  и только  благодаря  десятилетнему  юбилею  майских  собы­тий  молодежного  и  студенческого  протеста  1968  года  им вернули   доступ  на  обычный  экран.

Французский  критик  Даниэль  Соваже     высказал  интересное и правдивое мнение,  что неуспех  юбилейно­го просмотра «Май сам о себе»  является свледствием  и  с изменив­шимся сегодня в заподно-европейских странах  идейным климатом, и с недостатками самого  «лево»-радикального  кино,  с  его напыщенным  дидактизмом, яркой иллюстративностью,  техническим пробелом.  Потому-то и юбилейный показ любительских короткометраж­ных  лент,  посвященных  майским  событиям  1968  года,  являет собой некую   тризну  по  «лево»- радикальному  протесту  и  как  бы  подводит  печальный   итог  его  влиянию  на  западное  киноведение. Но  каков  же  этот  итог  можно подвести в конце концов?  Какое  влияние оказали  «лево»-радикальный протест  и  его  направление  на дальнейшее развитие кино и киноискусства Запада?

В  западном  кино     сего­дня  раскрываются  сложные  процессы преемственности  и  переосмысления  идейного  и  художественного  опыта  прошлых  лет.  Недавний  расцвет  гошизма  («левачества»)  является частью истории,   но  его  несозидательное влияние  чувствуется во многом сегодня  и,  надо полагать,  скажется  на  разви­тии  западного  кино  и  кинотеории  в  недалеком будущем. Не случайно французский кинокритик Марсель Мартен    относит  первые годы   кинематографического  десяти­летия 70-х  годов  к  1968  году как  к ситуации,  ознаменовав­шей собой  базовый сдвиг  в  политическом  и  художественном сознании  современного  западно-европейского  общества в целом.

Запись опубликована в рубрике Киноискусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий